РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ИСПЫТЫВАЮЩИХ БЕСПОКОЙСТВО ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА

впвап

 

За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удалённую форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьёзно.

 

Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая.

 

Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень лёгкой форме.

 

Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).

 

Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно…, но… Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьёзно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придётся набраться терпения.

 

Если ты большую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твоё беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.

 

Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

 

Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ (COVID-19)

 

Актуальная ситуация жизни современного человека, в соответствии с решением ВОЗ о пандемии, государственными и административными решениями, медицинскими рекомендациями, связанными с угрозой заражения и распространения коронавируса (COVID-19), является экстремальной ситуацией. В ней существование человека выходит за пределы обычной, повседневной реальности, нарушая привычный уклад жизни.

 

С учётом проведённых исследований в области психологии человека в экстремальной ситуации рекомендуем следующее:

В этой критической ситуации каждый человек обязан занять ответственную личностную и гражданскую позицию: осознать и принять новую, экстремальную логику жизни, бытия как собственную реальность. В соответствии с этим, ему следует перестроить свой образ жизни, деятельность, поведение, общение и свои отношения к различным сторонам жизни, в том числе, к самому себе и другим, придерживаясь новых требований реальности.

Экстремальный стиль существования ОЗНАЧАЕТ активное, позитивное, оптимистическое, жизнеутверждающее, что важно, реалистичное отношение к жизни, позволяющее задействовать новые глубинные ресурсы личности. Притом так, чтобы продолжать существовать полноценно, осуществляя свою жизнедеятельность, в том числе, в разных формах дистантной работы, цифровой коммуникации, в то же время, учитывая реальную угрозу и заботясь о здоровье и жизни как своей, так и окружающих.

 

Конструктивно работать с информацией. Получать необходимую информацию о пандемии COVID-19 из официальных источников и делиться со своим окружением проверенными данными. Минимизировать чтение, просмотр, прослушивание и обсуждение негативной информации. Проводить избирательную работу с информацией и новостями, отсеивая всё то, что не имеет отношения к решению задач самосохранения, адаптации, трансформации и развития личности в поведении и жизни. Не втягиваться в активные дискуссии, споры с окружающими, перепалки в соцсетях и мессенджерах и исключить массовые рассылки и репосты из непроверенных источников.

 

Работать над собой. Работать над собой, чтобы создавать и поддерживать наиболее эффективное в данной жизненной ситуации функционирование и работу личности, жизнестойкость, психологическую, эмоциональную стабильность. Жить происходящим, исходя из целостности своей жизни, учитывая прошлое, ориентируясь на будущее. Нужно серьёзно относиться к угрозе и рискам, связанным с коронавирусной инфекцией, и в то же время рационально оценивать возможные летальные последствия, придерживаясь реализма и сохраняя оптимизм. Укреплять в себе (и помочь в этом окружающим) жизнеутверждающие смыслы и ориентиры. Мыслить, переживать и действовать в позитивном ключе. Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие, дистанцироваться от негативных образов и ситуаций, воспринимать их отстранённо, продолжая тестировать реальность, концентрироваться на хорошем, на приятных впечатлениях и сторонах жизни. Переключать себя от бесконечного муссирования угроз, мысленной «жвачки» и повторения одних и тех же тем и сообщений о коронавирусе к нуждам текущей жизни. Не «заводить» себя рисованием в воображении страшных картин и ожидаемых угроз, нарушая эмоциональное равновесие, а создавать конструктивный настрой и настроение.

 

Продолжать заботиться о жизни, занимаясь насущными, порой рутинными делами, домашними заботами, которые до этого, возможно, откладывались. Не забывайте о творчестве, хобби, интеллектуальном и культурном развитии, личностном росте, общении с близкими.

 

Заботиться о других: заботясь о себе, не забывайте о других. Изменившаяся ситуация с элементами самоизоляции, ограничения контактов, удалённой формы обучения и работы, скученность, пребывание длительное время на одной территории нередко влечет за собой ряд последствий, таких как стрессовые состояния, обострение межличностных противоречий, создание конфликтных отношений, социальное дистанцирование, замкнутый образ жизни, требует иного, чем ранее, распределения времени, ролей, личного пространства, продуманного баланса между активностью и расслаблением, общением и потребностью в уединении, самодисциплины. В этой ситуации особое внимание уделите детям, помогите им перестроить их жизнедеятельность, в том числе, учебную, образовательную, воспитательную деятельность, творческие занятия, игры, соблюдать медицинские, педагогические и иные рекомендации. Помогите детям эффективно освоить технологии дистантных и электронных форм обучения. Поддерживайте близких, помогите пожилым родственникам, которые попадают в зону особого риска. Проявляйте сопереживание и соучастие в жизни своего окружения с учетом требований к дистантности. Забота о других поддерживает в Вас позитивный настрой и повышает осмысленность жизни.

 

Строго выполнять медицинские рекомендации, правила гигиены, безопасного поведения и дистантного режима функционирования. Продолжайте вести здоровый образ жизни. Соблюдайте режим работы, отдыха и сна, поддерживайте физическую активность для повышения иммунитета, делайте дыхательную гимнастику, проветривайте помещения.

 

Если вы находитесь на карантине, не поддавайтесь упадническому настроению и негативным состояниям, а настройте себя на лучшее, благоприятный исход, позитивно отнеситесь к жизни. С другой стороны, не игнорируйте потенциальную угрозу и не покидайте самовольно медицинское учреждение или иное место карантина. Помните, что вы являетесь потенциальной угрозой для других людей.

 

Если вы инфицированы коронавирусом, то воспринимайте это как ситуацию испытания, требующую от вас стойкости и мужества, чётко выполняйте указания врачей, работайте над собой и помогите своему организму справиться с недомоганием.

 

Помните: экстремальная ситуация – это не только ситуация страдания и расстройства, но и ситуация стойкости, мужества, просветления и роста личности, требующая работы над собой и другим.

Выдержки из рекомендаций.

Доктор психологических наук, профессор,

Заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации

факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова М.Ш. Магомед-Эминов.