Эта статья посвящена программе Scratch, которая создана командой разработчиков MIT Media Lab специально для детей младшего и подросткового возраста для обучения программированию и моделированию!

Не смотря на "детский" вид, этот язык программирования очень удобный и обладает множеством мощных и интересных возможностей.

logika11Предисловие

Для чего развивать логическое мышление?

 

Современный мир перенасыщен информацией. Незаметно для себя любой человек, а особенно ребенок, ежедневно получает большой объем данных, который откладывается в его памяти и влияет на поведение, психику и характер.

 

Систематизация полученной информации – сложная задача и дети справляются с этим по-разному и не всегда правильно. Как правило, информация анализируется и делаются выводы по наитию, на основании своей собственной, внутренней, логики, которая у каждого человека своя.

 

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи.

Задача современного педагога помочь «цифровому поколению» логически мыслить.

СКРЕТЧ УЧЕБНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

фвпвфа222

 

Скретч (англ. scratch) – это детский язык программирования, похожий на конструктор Лего–программы собираются из разноцветных «кирпичиков» – блоков. Он прост и понятен, изучать его могут дети с 6 лет. Главное, чтобы они умели читать и считать.

ДАТА СОЗДАНИЯ

2006 MIT (Массачусетский технологический инстит) с использованием подходов WEB 2.0.

Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 6+

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Область программирования (интерфейс программы)

уцкцек

Основными компонентами скретч-программы являются объекты-спрайты*.

*Спрайт (англ. sprite — «фея, эльф») — графический объект в компьютерной графике. Чаще всего — растровое изображение, которое можно отобразить на экране.

Спрайт состоит из:

1. графического представления — набора кадров-костюмов;

2. сценария-скрипта.

Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор.

Действие Скретч-программы происходит на сцене (англ. stage) размером 480×360 (условных) пикселей с центром координат в середине сцены.

Для программирования сценариев в Скретче используется drag-and-drop*-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов.

*Drag-and-drop (D&D, DnD, DND, в переводе с английского означает буквально тащи-и-бросай; Бери-и-Брось.

По функциональному назначению блоки делятся на 10 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.

Группа Цвет Примечание
Движение синий управляют движением спрайта (не применяется в фоне)
Внешний вид фиолетовый управляют внешностью спрайта
Звук розовый управляют звуком спрайта
События жёлтый проверка наличия событий, отправка сигналов ко всем спрайтам
Управление оранжевый управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий
Сенсоры голубой опрос устройств ввода, таймер и имя участника
Операторы[5] зелёный арифметико-логические операции
Переменные оранжевый раздел для управления переменными и списками
Другие блоки светло-розовый

преобразуют комбинацию блоков в один блок, что упрощает код,

или же упрощает создания своего личного блока

Добавить

Расширения

темно-зелёный расширяют возможности Скретч. Есть разные виды расширений, такие, как: музыка, перо, видео распознавание, текст в речь, переводчик, Makey Makey, micro: bit, LEGO MINDSTORMS EV3 и LEGO Education WeDo 2.0

ЧТО Я МОГУ СОЗДАВАТЬ НА SCRETCH

компьютерные игры;

презентации;

мультфильмы.

ТАК ЖЕ Я СМОГУ

опубликовать результаты своей работы в едином сообществе Скретч-проектов;

посматривать и использовать исходный код, создать свои ремейки и сделать в свою очередь их доступными сообществу;

создавать в среде группы-студии, которые занимаются различными проектами и направлениями. В этом и заключается особенности технологии WEB 2.0, когда содержание создается всем сообществом.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВИДЕОРОЛИК

— Scratch Overview или страница https://scratch.mit.edu/about/

С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ В ИЗУЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ SCRATCH?

Как всегда имеется огромное количество различных учебных и практических материалов как в Интернете, так и в печатных книгах.

РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ СООБЩЕСТВ И ОБУЧАЮЩИХ ЦЕНТРОВ

ЛАБОРАТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Самое интересное сообщество это Лаборатория Информационных Технологий. Это хорошая платформа объединяющая новости, систему уроков, для разных категорий: детей, студентов, родителей и учителей.

СКРЕТЧМОБ — IT ДЛЯ МОЛОДЕЖИ.

Еще одно сообщество — Скретчмоб — IT для молодежи. Главная здесь инициатива — это движение «Код-класс» — которое помогает педагогам с интересными идеями, ресурсами и методическими материалами для проведения кружковых занятий и хакатонов в школе, в библиотеках и других местах.

БЕЛОРУССКОЕ СООБЩЕСТО.

Интересную коллекцию дополнительных спрайтов для Scratch можно найти в белорусском сообществе.

HTTPS://SCRATCH2.RU  

YOUTUB

К ресурсам в Youtube прежде всего канал ITGEN.IO , где собраны видеоуроки по созданию игр на разных языках, включая Scratch.

Творческая мастерская Scratch от nachalka.com

КНИГИ

Однако основной ресурс по Scratch это книги.

Книга Дениса Голикова. Это программист, который в 2012 вдохновился Scratch и переквалифицировался в преподвавателя Scracth для детей в различных кружках. Написал несколько полезных и практических книг по проектам Scratch. Основной фокус у него это начальная школа. Последние книги 2017 Scratch для юных программистов и 40 проектов на Scratch для юных программистов. Книги рассчитаны на детей и написаны на основе опыта обучения в кружке юных программистов. Если вашему ребенку интересен Scratch однозначно стоит найти эти книги.

Классический учебник Эла Свейгарта «Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch!» Интересный, понятный и красочный самоучитель для детей. На примере создания веселых классических игр, таких как «Змейка» и «Фруктовый ниндзя» и т.д.

Еще одна красочная книга для детей младшего школьного возраста Программирование для детей на языке Scratch. Интересные проекты, яркие иллюстрации, понятные инструкции и еще много других книг, которые вы можете найти в Интернете.

Важно что язык Scratch сейчас интегрируется с различными робототехническими наборами. Например Lego и Arduino. Таким образом вы можете с помощью этого языка программировать поведение собранных вами роботов и детских конструкторских проектов. Например статья — Программирование робота Lego Mindstorms EV3 с помощью Scratch 2.0.

Также подробную информацию об этом можно найти в книге Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов. Даны основы визуального программирования этих устройств в среде mBlock и креативного программирования путем написания интерактивных компьютерных игр, в которых управлением персонажами осуществляется посредством Arduino. Также дети освоят методы создания автономных «умных вещей», работающих под управлением Arduino без подключения к компьютеру. Также можно посмотреть уроки по этой теме на Youtube. Канал Arduino Kit.

Кроме того в последнее время все больше популярности набирает новая платформа Snap, которая имеет интерфейс близкий к Scratch. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Познакомиться с ней можно в новой книге Дениса Голикова «Знакомьтесь, это Snap!» Некоторые центры обучения уже начинают использовать эту платформу. Например ProgKids.

Snap также может взаимодействовать с электронными платами и роботами. Познакомиться с реальным применением этого можно в новой книге Голикова Школа капитана Грампа. Эта увлекательная книга написана на основе комиксов про приключения капитана Грампа, которому приходится обучать двух парней основам электроники, чтобы они могли помогать ему в управлении космическим кораблем. Учебник рассчитан на детей, которые уже знакомы со Scratch и хотят двигаться дальше. Программирование Arduino осуществляется с применением специального блочного языка программирования Snap4Arduino, который очень похож на Scratch.

Миллионы людей создают проекты Scratch в самых разных условиях — дома, в школах, музеях, библиотеках. Гарвардская Библиотека ресурсов Scratch покрывает диапазон от проектов для детского сада до университетских и профессиональных проектов. В частности в среде Scratch существует сообщество скретчеров на русском языке.

Посмотреть и попробовать проекты в следующих студиях:

1) https://scratch.mit.edu/studios/4614548 проекты, помогающие создавать модели поведения животных и растений.

2) https://scratch.mit.edu/studios/4614761 оживляем экспозиции музеев, собираем экспонаты для новых музеев.

3) https://scratch.mit.edu/studios/4614736/ студия, в которой собираются литературные произведения и литературные персонажи.

4) https://scratch.mit.edu/studios/4614772 создаем и исследуем микромиры (stem) — физика, химия, биология.

5) https://scratch.mit.edu/studios/4614785 оживляем музыкальные произведения

6) https://scratch.mit.edu/studios/4614799 искусство и математика

7) https://scratch.mit.edu/studios/4614804 изучаем общественное мнение, проводим опросы

8) https://scratch.mit.edu/studios/4614814/ студия, где собираются театральные персонажи, цирковые актеры для возможного совместного выступления в спектаклях и представлениях

КАК УСТАНОВИТЬ СКРЕТЧ

Существуют 2 способа работы в Скретч:

 

1. Работать, используя интернет (режим называется «онлайн»).

Важное преимущество среды Scratch-онлайн то, что она не требует установки на компьютер.

Просто из браузера заходи на сайт — https://scratch.mit.edu/ и начинай работать, создав свой профайл, где ты можешь хранить свои проекты. Таким образом, твоя среда и проекты доступны тебе в любом месте где есть Интернет.

 

2. Установить Скретч на компьютер и работать без подключения к Интернет (режим называется «оффлайн»).

 Выполните следующие шаги установки:

1. Установите Adobe AIR. 

2. Установите Скретч.

Скачать Скретч (версия 2.0) и Adobe AIR (версия 32.0)